Мы смотрим друг другу в глаза, стараемся не разлетаться вниманием по сторонам, быть с человеком целиком. Привносим в общение сердце — можно и так это описать.
ТИМ: На днях я заметил такой эффект от практик AR. Я рассказывал одному человеку историю из своей жизни и вдруг подумал: а что в наших отношениях вызывает во мне такое желание? Почему мне хочется поделиться именно этой историей и именно с этим человеком? Обычно я не задаюсь вопросом, что такого происходит между нами здесь и сейчас, и не проговариваю свою мотивацию чем-то делиться.
Мне понравилось, как эти практики помогли мне меньше фокусироваться на себе и своей истории и больше — на переживании контакта с человеком, который прямо сейчас находится рядом, и на том, что в этом переживании вызывает во мне желание ему открыться и что-то о себе рассказать.
ДЖЕЙСОН: Да, открытое проговаривание контекста, наших мотивов и желаний — один из главных навыков AR. Даже если мы этого сразу не сделали и начали без предупреждения выливать на собеседника свои мысли, то в любой момент — прямо в процессе или сразу после — мы можем сделать паузу и сказать: “Я это всё сейчас говорю, потому что на самом деле [мне сейчас вот так и хочется вот этого]”. В очень многих ситуациях можно и важно это делать.
САРА: На практике люди обычно боятся разговоров вот этого уровня: “что я чувствую прямо сейчас в твоём присутствии”, “про что для меня наши отношения”, “какие качества я замечаю в нашем общении”, “чего я с тобой на самом деле хочу”.
Мне кажется, этот страх связан с тем, что многие из нас до сих пор делились такого рода интимными переживаниями только на прощание: либо когда расставались с кем-то, либо когда узнавали, что близкий человек смертельно болен и скоро умрёт, и надо успеть поговорить с ним о том, что всегда между нами было, что мы оба чувствовали, но о чём никогда не говорили вслух. А раз это происходило только в таких пограничных ситуациях, то сами по себе эти темы вызывают тревогу: «Наверное, всё очень плохо. Раз мы про это говорим, значит, что-то сильно не так». И это само по себе интересная практика — начинать разговаривать об этом друг с другом, выводить эти темы из тени и замечать, как понемногу наши ожидания начинают меняться и сами отношения тоже меняются.
Мне ещё хочется поговорить об AR как о практике “интимности без дружбы” (или “интимности на одну ночь”, как про это иногда говорят) и о том, что в этом новом пространстве интимности реально происходит.
Но сначала мне интересно послушать Джейсона и Сьюзен, если они хотят что-то добавить.
СЬЮЗЕН: Мне хочется вернуться к теме конфликтов. Я думаю, практики AR могут очень многое дать сегодняшнему поляризованному миру, и многие фасилитаторы только-только начинают в это по-настоящему погружаться.
Вот, допустим, мы обсуждаем тему прививок, надо делать вакцинацию или нет. Один из нас подозрительно относится к вакцинации, другой считает, что сделать прививку разумно и необходимо. И тогда мы можем, например, озвучить контекст: мы сейчас разговариваем, чтобы что? Например, чтобы услышать друг друга. Или чтобы понять, какой индивидуальный жизненный опыт сформировал наши текущие убеждения. И это один из принципов аутентичного общения, который мы умеем и можем в таких ситуациях применять.
Другой принцип, который уже упоминали Сара и Джейсон, — это проговаривание мотивов, желаний. Чего я хочу, когда защищаю свою позицию? На поверхности это может быть что-то вроде “я хочу, чтобы мою точку зрения услышали”. Окей, но чего ещё я на самом деле хочу прямо сейчас, с этими конкретными собеседниками? “Я хочу чувствовать, что ко мне относятся с уважением” и т. д. Мы проговариваем неочевидное.
Понятно, что у людей есть свои позиции, но что им действительно интересно, что им нужно, что тут происходит на более глубоком, более человеческом уровне?