Исследование дхармы
by Daniel Schmachtenberger (перевод)
Несколько лет назад исследователь метакризиса Дэниел Шмахтенбергер опубликовал пост со списком вопросов для исследования своих индивидуальных жизненных выборов, ставший невероятно популярным. Ниже — перевод этого поста. А сами вопросы мы время от времени берём в практики ARG.
Ниже приведены вопросы, которые помогают яснее осознать свой индивидуальный жизненный путь и дхарму:
Возможности:

  • Если бы мои финансовые потребности были полностью закрыты до конца моей жизни, чем бы я тогда занимался(-лась)?

  • Если бы я обладал(-а) огромным состоянием, как Билл Гейтс или Уоррен Баффет, как бы я распорядился(-лась) своей жизнью и ресурсами?

  • Если бы у меня была возможность снова пойти учиться, какое образование я бы сейчас получил(-а)?

  • Если бы мне дали шанс загрузить в себя любые способности, как в "Матрице", то какие 3-5 способностей были бы самыми желанными?

  • Будь я гораздо увереннее в себе / будь я намного смелее, что бы я делал(-а) иначе?

  • Будь я намного умнее, чем сейчас?

  • Будь я гораздо дисциплинированнее?

  • Умей я значительно лучше общаться с людьми (лучше их понимать, быть харизматичнее, эмпатичнее, терпимее и т. д.)?

  • Будь я эмоционально устойчивее?

  • Если бы главные изъяны моего характера были преодолены?

  • Будь у меня правильная команда и необходимая поддержка?

  • Если бы моя жизнь началась с чистого листа (без текущих обязательств, багажа прошлого и т. д.)?

  • Отвечая на любой из этих вопросов, продолжайте спрашивать себя "почему?", пока не почувствуете, что добрались до самого главного.

Ценности:

  • Кто вас вдохновляет больше всего (из лично знакомых вам людей или исторических персонажей)? Что именно в этих людях вдохновляет вас?

  • Кого вы по-настоящему уважаете? Что именно в этих людях вызывает у вас уважение?

  • Какие добродетели вы хотели бы в себе воспитать? Почему именно эти?

  • Какие типы поведения и какие черты в людях расстраивают вас больше всего?

  • Какие проблемы в мире сильнее всего огорчают вас?

  • Что, как вам кажется, сильнее всего "не так" с этим миром? Или — чего в нём сильнее всего недостаёт?

  • В чём вы видите больше всего красоты? Что вас сильнее всего трогает?

  • Какие новости о мире вы бы встретили с наибольшей радостью?

  • Решению какой задачи вы готовы были бы посвятить своё время, если бы могли преуспеть, но при этом никто никогда не узнал бы, что это сделали вы?

  • Какие качества вы хотели бы развить в каждом человеке, если бы могли?

  • Ради чего вы готовы пожертвовать личной выгодой?

  • Что для вас важнее собственной жизни?

  • Что значит "священное"? Что для вас является священным?

  • Что значит "преданность"? Чему вы преданы?

  • Что такое осмысленность? Что делает нечто осмысленным?

  • Что значит "верность"? Чему вы верны? Что может стать адекватной причиной для нарушения верности?

  • За что вам стыдно? В чём вы чувствуете свою вину?

  • Если бы ваши личные желания были в полном объёме исполнены, чего бы вы тогда хотели и о чем бы заботились?

  • Отвечая на любой из этих вопросов, продолжайте спрашивать себя "почему?", пока не почувствуете, что добрались до самого главного.

Склонности

  • Что у меня хорошо получается от природы? Что дается мне легко? (Смотрите не на конкретные навыки, а на свои сильные стороны и природные наклонности).

  • Какие виды деятельности наполняют меня энергией?

  • Чем я хочу заниматься, даже если мне придется платить за это деньги?

  • Что мне нравится делать ради самого процесса, независимо от результатов или признания?

  • Чему я постоянно уделяю внимание? Чему я не могу не уделять внимания?

  • Что меня завораживает? Чем я по-настоящему горю?

  • Какими своими делами я больше всего горжусь?

  • Когда я чувствую себя наиболее живым(-ой)?

  • Какие серьезные трудности / сильные страдания мне довелось пережить?
Слово "дхарма", как я его понимаю*, означает примерно следующее: путь правильных поступков; путь наибольшей целостности; путь (личных выборов), который не создает страданий, а в оптимальном варианте помогает их исцелить; путь, который ведет к большей осознанности, здоровью и лучшему качеству жизни для всех.

В английском языке это соотносится с такими понятиями, как миссия, этика, добродетель, добросовестность, призвание, хорошая жизнь, самореализация и трансценденция... но в полной мере не описывается ни одним из них. (И сам факт отсутствия полноценного эквивалента довольно показателен.)

Некоторые принципы дхармы универсальны и одинаково верны для всех. И есть уникальная дхарма, мой собственный уникальный жизненный путь — то, что верно именно для меня и именно в моей конкретной ситуации, с учетом моих предрасположенностей, способностей, обязательств и ориентиров.

Концепция дхармы не предполагает однозначных или предопределенных ответов. Не существует алгоритма, который поможет просчитать, какой выбор окажется верным именно для вас. Концепция дхармы не сужает индивидуальный выбор, не сводит его к правилам или причинно-следственным связям. Она помогает больше узнать о действительности и значимости своего суверенного выбора — больше узнать о тех внутренних соображениях, которыми вы при этом руководствуетесь, и о том, как эти соображения согласуются с вашими глубинными ценностями, миропониманием и ощущением осмысленности.

Дхарма включает в себя сущность (кем вы являетесь), делание (что и как вы делаете) и становление (кем вы становитесь). Кем вы являетесь и как вы живёте, от момента к моменту? Насколько вы соединены со своей глубинной сущностью, со своей любовью, с ясностью своих принципов и ценностей... и как это влияет на то, что и как вы воспринимаете и как вы проявляете себя в каждой ситуации? Что вы делаете, во имя чего вы это делаете, и на что вы опираетесь в своих действиях? Как вы растёте и развиваетесь — и в том, кем вы являетесь, и в том, на что вы способны?

Таким образом, наша дхарма непрерывно разворачивается и раскрывается, и неопределенность играет в этом процессе не меньшую роль, чем те ясные ответы, в которых мы полностью уверены. В отличие от призвания (в его привычном понимании), дхарма включает в себя не только те виды деятельности и точки приложения сил, которые вы сами выбираете в качестве основных, но и то, как вы проявляете себя во всём остальном, вплоть до мелочей. При этом дхарма может меняться в разные периоды жизни: когда вы воспитываете детей и когда дети уже выросли... когда вам необходимо полностью сфокусироваться на учебе, а затем на применении полученных знаний… Это постоянный, нескончаемый поиск. (Если бы это было не так, вы были бы не человеком, а автоматом.)

Приведенные выше вопросы могут помочь составить более ясное представление об уникальном пути человека. Первая группа вопросов помогает добраться до переживания большего личного потенциала и больших личных возможностей и посмотреть, какие новые идеи придут на место, освободившееся от привычных ограничений. Первый вопрос — про свободу самостоятельно распоряжаться своим временем. Второй — про больший выбор возможностей, не ограниченных финансово. Третий и четвертый вопросы касаются ограничений, связанных с индивидуальными способностями человека. И так далее. Усиление агентности помогает яснее воспринять, чему мы хотим служить. Замечая, какой вопрос вызывает больше инсайтов или сильнее меняет наше состояние, можно понять, какие ограничения наиболее актуальны для нас сейчас.

Вторая группа вопросов помогает исследовать, что нас волнует, что мы ценим, уважаем, любим и считаем значимым. Кем мы хотим быть и чему мы хотим посвятить свою жизнь. Это центральная часть данного исследования.

Третья группа вопросов помогает исследовать врожденные склонности, внутренние мотивы и то, что заложено в нас жизненным опытом. Индивидуальный жизненный опыт развил в нас определенную чувствительность, понимание, способности, ориентиры... которые являются частью нашей дхармы. Проживать свою дхарму — значит жить в большем соответствии с собственными ценностями и желаниями, а значит, быть более самосознательными и самоавторитетными. Тогда наши действия естественным образом начинают меньше зависеть от внешних мотивов и больше — от внутренних.

Стоит подумать и о том, как наши личные трудности соотносятся с нашими дарованиями. Пережитые травмы часто способствуют усвоению деструктивных моделей поведения, которые препятствуют полноценному проявлению нашей дхармы. Но в то же время наши травмы часто делают нас чувствительными к определенным вещам и развивают в нас особую проницательность и специфические способности, которые ложатся в основу того, что мы можем давать миру. Подумайте о том, какими дарованиями наделили вас ваши травмы... и о том, каким образом отголоски полученных травм не позволяют вашим дарованиям проявиться в полную силу. Всё более полное проживание дхармы способствует исцелению кармы — и наоборот.

Также полезно исследовать то, что дхармой не является. С этим могут помочь следующие вопросы:

  • Где я мыслю и действую реактивно, а не творчески?

  • Какие из моих целей продиктованы желанием залечить старые раны? (Доказать свою полноценность, или что-то доказать своим родителям или спроецированному на мир родительскому архетипу; доказать, что я не такой(ая), как мои родители и т. д.)

  • В чём я до сих пор отыгрываю свои детские программы (воспринятые в раннем возрасте идеи успеха, детский образ себя, идеи о своих способностях, о том, что значимо в жизни…)

  • О чём из того, что я сделал(а) за последний месяц, я смогу с радостью вспомнить, когда буду умирать? Что мне хотелось бы сделать иначе? Как я могу это учесть в своих планах на следующий месяц?

  • Где моими выборами руководит страх?

  • Где есть противоречия между моими ценностями и моими действиями… между одними моими желаниями и другими моими желаниями… между моими привычками и моими идеалами?

  • Чем я не занимаюсь из-за ощущения собственной неспособности и/или ограниченности?

  • Где я веду себя реактивно, по привычке или на автомате?

  • Где я чувствую себя скованным(-ой) своими прошлыми выборами (привязанностями, обязательствами, долгами, инвестициями и т. д.)?

  • Где недостаток самоценности или доверия к себе мешает мне проявить себя в служении тому, что мне дорого?

  • В каких случаях мой выбор продиктован стремлением к признанию или желанием выглядеть определенным образом?

  • Что я делаю такого, в чём мне не хочется откровенно признаваться?

  • Какие аспекты моей жизни не вызвали бы одобрения людей, которых я больше всего уважаю?

  • Где я достигаю успеха за счёт других?

  • Где в моей жизни ощущается дисбаланс?

  • Чем я занимаюсь только потому, что у меня это хорошо получается, хотя само дело мне не особенно нравится, и я не считаю его чем-то реально важным?

❤️
Ответы на все эти вопросы не расскажут вам, что конкретно делать. И если с их помощью вы сможете яснее понять, чего больше всего хотите, то можете по-прежнему не знать, как к этому прийти. Но, по меньшей мере, вы углубите отношения с самими собой, а это ведёт к большей целостности и осознанности, на которые вы сможете опираться, принимая своё следующее решение или делая очередной выбор. Больше осознанности, ясности и любви... меняют путь человека непредсказуемым, но кардинальным образом. На этом пути продолжат открываться возможности для ещё большей осознанности, ясности и любви... а вместе с этим и для жизни, наполненной всё большим смыслом. <3

*Я не утверждаю, что именно в этом значении используют слово "дхарма" те или иные индуисты или буддисты, или что это "истинное" его значение на санскрите. Это моё понимание, основанное на жизненном опыте и изучении различных традиций и текстов.
Made on
Tilda