В ходе исследования, опубликованного в моей книге
Getting Real: 10 Truth Skills You Need To Live An Authentic Life, я обнаружила, что 90% общения между людьми мотивировано неосознанным стремлением к контролю. Для чего общаетесь вы: чтобы наладить взаимопонимание или чтобы добиться от другого человека определенного отношения к себе? И знаете ли вы, в чём состоит отличие между этими двумя подходами? Когда вы стремитесь ко взаимопониманию, вы заинтересованы проявлять свои настоящие чувства, узнавать, что чувствует другой человек, и общаться с ним открыто, от сердца к сердцу. Когда вы стремитесь к контролю, вы прежде всего хотите добиться определенного результата — например, избежать ссоры, или понравиться, или сделать так, чтобы все заметили, какой вы умный и компетентный.
Когда мы общаемся из желания контролировать, мы хотим создать у других людей благоприятное впечатление о себе.
Когда мы общаемся из желания найти взаимопонимание, мы хотим узнавать других людей и давать им узнавать нас, видеть людей настоящими и позволять им увидеть настоящих нас.
В большинстве случаев мы не осознаем, какие желания движут нами в общении. В лучшем случае мы можем заметить про себя: «Я хочу, чтобы меня понимали!» Но даже под желанием быть понятыми может скрываться попытка проконтролировать окружающих. Я предлагаю вам перестать верить, что, общаясь с кем-то, вы всегда открыты и «просто общаетесь», а смиренно признать тот факт, что время от времени вы не «просто» общаетесь, а пытаетесь заставить людей понять вас ровно так, как вам того хочется, или произвести на них определенное впечатление, или даже вынудить их дать вам то, чего вы хотите. В попытке контроля нет ничего плохого, если вы осознаете это в себе и не обманываете других. Но если пытаться контролировать людей скрытно или неосознанно, это быстро разрушает доверие.
Осознание разницы между стремлением ко взаимопониманию и контролем может помочь вам лучше справляться со своими переживаниями, например, когда вы обижены или злитесь. Скажем, ваш друг опоздал на встречу на час, и вы расстроились. Есть несколько вариантов, как поступить в такой ситуации:
- Можно, не обвиняя его, сказать о своих чувствах, потому что вы хотите быть искренними и не хотите ничего утаивать (взаимопонимание).
- Можно сделать вид, что ничего особенного не произошло, хотя на самом деле вы очень расстроены (контроль).
- Можно начать разговаривать с ним холодно и враждебно, чтобы наказать его за проявленную невнимательность (контроль).
- Можно сказать, что вы расстроены его опозданием, и спросить, что случилось (взаимопонимание).
- Можно сказать, что вы напуганы, потому что вам кажется, что ему нет дела до ваших чувств (взаимопонимание).
- Можно сказать, что если он ещё раз опоздает на час и не предупредит вас об этом, вы перестанете с ним общаться (контроль).
Чувствуете разницу? Взаимопонимание подразумевает открытость, любопытство к миру другого человека, готовность разрешить себе испытывать неприятные эмоции и замечать свои реакции. Контроль — это попытка либо сохранить собственное лицо, сделав вид, что эта ситуация ни капли вас не задела, либо заставить другого человека почувствовать себя виноватым. Взаимопонимание возникает из желания быть настоящими и открытыми, ничего не утаивать. Контроль рождается из нашей потребности оказаться правыми, наказать кого-то, избежать собственной неуверенности и минимизировать риски. На взаимопонимании строится доверие и близкая дружба. Попытки контролировать другого человека вызывают сопротивление и провоцирует защитные реакции.
В следующий раз, когда вы соберётесь сообщить другу, подруге или своему партнёру, что они вас «не слышат», прислушайтесь к собственной мотивации. Движет ли вами простое желание добиться от них того, чего вам хочется, или вы искренне выражаете им свои чувства и потребности — давая им возможность вас увидеть и понять?