Слово "дхарма", как я его понимаю*, означает примерно следующее: путь правильных поступков; путь наибольшей целостности; путь (личных выборов), который не создает страданий, а в оптимальном варианте помогает их исцелить; путь, который ведет к большей осознанности, здоровью и лучшему качеству жизни для всех.
В английском языке это соотносится с такими понятиями, как миссия, этика, добродетель, добросовестность, призвание, хорошая жизнь, самореализация и трансценденция... но в полной мере не описывается ни одним из них. (И сам факт отсутствия полноценного эквивалента довольно показателен.)
Некоторые принципы дхармы универсальны и одинаково верны для всех. И есть уникальная дхарма, мой собственный уникальный жизненный путь — то, что верно именно для меня и именно в моей конкретной ситуации, с учетом моих предрасположенностей, способностей, обязательств и ориентиров.
Концепция дхармы не предполагает однозначных или предопределенных ответов. Не существует алгоритма, который поможет просчитать, какой выбор окажется верным именно для вас. Концепция дхармы не сужает индивидуальный выбор, не сводит его к правилам или причинно-следственным связям. Она помогает больше узнать о действительности и значимости своего суверенного выбора — больше узнать о тех внутренних соображениях, которыми вы при этом руководствуетесь, и о том, как эти соображения согласуются с вашими глубинными ценностями, миропониманием и ощущением осмысленности.
Дхарма включает в себя сущность (кем вы являетесь), делание (что и как вы делаете) и становление (кем вы становитесь). Кем вы являетесь и как вы живёте, от момента к моменту? Насколько вы соединены со своей глубинной сущностью, со своей любовью, с ясностью своих принципов и ценностей... и как это влияет на то, что и как вы воспринимаете и как вы проявляете себя в каждой ситуации? Что вы делаете, во имя чего вы это делаете, и на что вы опираетесь в своих действиях? Как вы растёте и развиваетесь — и в том, кем вы являетесь, и в том, на что вы способны?
Таким образом, наша дхарма непрерывно разворачивается и раскрывается, и неопределенность играет в этом процессе не меньшую роль, чем те ясные ответы, в которых мы полностью уверены. В отличие от призвания (в его привычном понимании), дхарма включает в себя не только те виды деятельности и точки приложения сил, которые вы сами выбираете в качестве основных, но и то, как вы проявляете себя во всём остальном, вплоть до мелочей. При этом дхарма может меняться в разные периоды жизни: когда вы воспитываете детей и когда дети уже выросли... когда вам необходимо полностью сфокусироваться на учебе, а затем на применении полученных знаний… Это постоянный, нескончаемый поиск. (Если бы это было не так, вы были бы не человеком, а автоматом.)
Приведенные выше вопросы могут помочь составить более ясное представление об уникальном пути человека. Первая группа вопросов помогает добраться до переживания большего личного потенциала и больших личных возможностей и посмотреть, какие новые идеи придут на место, освободившееся от привычных ограничений. Первый вопрос — про свободу самостоятельно распоряжаться своим временем. Второй — про больший выбор возможностей, не ограниченных финансово. Третий и четвертый вопросы касаются ограничений, связанных с индивидуальными способностями человека. И так далее. Усиление агентности помогает яснее воспринять, чему мы хотим служить. Замечая, какой вопрос вызывает больше инсайтов или сильнее меняет наше состояние, можно понять, какие ограничения наиболее актуальны для нас сейчас.
Вторая группа вопросов помогает исследовать, что нас волнует, что мы ценим, уважаем, любим и считаем значимым. Кем мы хотим быть и чему мы хотим посвятить свою жизнь. Это центральная часть данного исследования.
Третья группа вопросов помогает исследовать врожденные склонности, внутренние мотивы и то, что заложено в нас жизненным опытом. Индивидуальный жизненный опыт развил в нас определенную чувствительность, понимание, способности, ориентиры... которые являются частью нашей дхармы. Проживать свою дхарму — значит жить в большем соответствии с собственными ценностями и желаниями, а значит, быть более самосознательными и самоавторитетными. Тогда наши действия естественным образом начинают меньше зависеть от внешних мотивов и больше — от внутренних.
Стоит подумать и о том, как наши личные трудности соотносятся с нашими дарованиями. Пережитые травмы часто способствуют усвоению деструктивных моделей поведения, которые препятствуют полноценному проявлению нашей дхармы. Но в то же время наши травмы часто делают нас чувствительными к определенным вещам и развивают в нас особую проницательность и специфические способности, которые ложатся в основу того, что мы можем давать миру. Подумайте о том, какими дарованиями наделили вас ваши травмы... и о том, каким образом отголоски полученных травм не позволяют вашим дарованиям проявиться в полную силу. Всё более полное проживание дхармы способствует исцелению кармы — и наоборот.